Не так давно корреспонденту FIZO удалось побывать на аэродроме «Бышев» под Киевом. К счастью, в то же самое время там оказался Александр Воронин, директор фирмы Aeros, которая производит сверхлегкие летательные аппараты. Мы не могли не воспользоваться случаем и пообщались с Александром о деле всей его жизни, а также взлетно-посадочной площадке, владельцем которой он является.

 — Александр, с чего началась ваша любовь к авиации?

— Я вырос в Крыму, после школы поступил в Харьковский авиационный институт, и после его окончания пришел работать на фирму Антонова. А в 1991 году мы с другом ушли с Антонова и организовали фирму Aeros. В этом году нашему детищу будет 27 лет.

 — Чем именно занимается ваша фирма?

— Мы производим сверхлегкие летательные аппараты – парапланы, самолеты Скайрейнджер (SkyRanger), дельтапланы, мотодельтапланы  и все, что с этим связано – спасательные и подвесные системы, парашюты. Все это вы можете увидеть на аэродроме «Бышев» в нашем аэроклубе. Так же мы разрабатываем крылья, обновляем продукцию – это суть нашей работы. Это довольно живой рынок.

 — С чего все начиналось на аэродроме «Бышев»?

— Раньше здесь была сельскохозяйственная площадка АН-2, с которой эти самолеты опыляли поля. А 15 лет назад мы арендовали землю, потом купили площадку, убрали горы мусора, закопали ямы. Это семейный бизнес, работаем мы с женой Еленой и еще пару человек. Сейчас в ангаре семь аппаратов: один самолет, одно- и двухместные  мотодельтапланы.

— С какого возраста можно летать на мотодельтаплане? И есть ли предел по возрасту?

— С 16 лет можно начинать учиться летать и получить пилотское свидетельство. Предела как такового нет, если человек хорошо себя чувствует. Но после 65 лет надо чаще проходить медицинские осмотры. Например, молодым людям достаточно проходить осмотр раз в 4-5 лет, если нет проблем со здоровьем,  после 50 лет – раз в год, после 60 лет – каждые полгода.

— Есть ли ограничения по весу человека?

— Конечно есть, и это определяется летательным аппаратом. Человек весом 120-130 кг может лететь на одноместном аппарате, но на двухместном два таких человека не смогут полететь, потому что в сумме такой мотодельтаплан (вес его 230-240 кг) рассчитан на людей весом 200 кг (например, 120 кг и 80 кг).

Взлетный вес аппарата обычно не больше 450 кг, а максимально допустимый — 472 кг.

«ОБЫЧНО ПОСЛЕ 2-3 ПОЛЕТОВ ЛЮДИ МОГУТ САМИ УПРАВЛЯТЬ АППАРАТОМ В ВОЗДУХЕ»

— Сколько по времени длится учебный полет?

— Обычно 30 минут, все зависит от погоды и как человек готов воспринимать небо. Бывает, что ученика так переполняют эмоции, что ему необходим перерыв минут на 15-20, а потом полет можно повторить при желании.

— Сколько надо пройти учебных полетов, чтобы самому управлять мотодельтапланом?

— Обычно после 2-3 полетов люди могут сами управлять аппаратом в воздухе, но самое сложное – это взлет и посадка, которые выполняет инструктор. У мотодельтаплана балансированная система управления путем смещения центра тяжести. Есть ручка управления. Человек думает, что тянет ручку на себя или от себя, а на самом деле меняется центровка. Если смещается «тележка» (трапеция) ближе к ручке управления – центровка становится передняя и аппарат ускоряется, назад от ручки – центровка задняя и аппарат замедляется, так же выполняются повороты влево и вправо.

— Сколько стоит полет?

— Просто полетать, так сказать прокатиться 15 минут, стоит 900 грн, а вообще общепринятый учебный полет стоит $130 – это полетный час, куда входит обучение, теория, экипировка. Но, в основном, к нам приезжают полетать друзья, и мы им делаем большие скидки.

— На каком топливе летает мотодельтаплан?

— На 95-м бензине.

— А в чем смысл педалей в аппарате?

— Они предназначены для руления по земле. Это аппарат с двухосевой системой. В воздухе педали вам не нужны. В самолете трехосевая система.

— Какие основные правила надо знать при взлете и посадке?

— Очень много (смеется). Надо разбираться в теории и получить практические навыки.

«ПРАВИЛ ОЧЕНЬ МНОГО, ОСНОВНОЕ – ЭТО НАДЕТЬ ШЛЕМ, ПРИСТЕГНУТЬСЯ И СЛУШАТЬ ИНСТРУКТОРА»

— Какие правила безопасности надо соблюдать при полете?

— Правил очень много, основное – это надеть шлем, пристегнуться и слушать инструктора.

— Как правильно управлять мотодельтапланом в воздухе?

— Новички всегда хватаются и держатся за ручку, на самом деле за нее не обязательно держаться. Аппарат в воздухе балансирует сам, летит на своей сбалансированной скорости, а когда надо приложить к нему свое воздействие, тогда надо брать ручку и смещать ее вверх, вниз, влево или вправо.

Когда вы хотите выбрать направление полета или посадку, тогда нужно приложить управляющее воздействие. Для того чтобы лететь не надо постоянно держаться за ручку. Это своего рода руль, как в машине. На свободной и хорошей дороге вы держите его спокойно, даже одной рукой и не дергаете влево, вправо. Но когда надо повернуть, вы прилагаете усилие, также и с мотодельтапланом в воздухе.

— Какую роль играют погодные условия при полете?

— Решающую роль, ветер должен быть по направлению вашей полосы, плюс-минус 30 градусов. Если ветер по полосе, то не больше 10 м в секунду. Если ветер боковой, то не больше 4 м в секунду.

— Вы летает зимой?

— Летаем, но это уже экстрим. Надо хорошо одеваться, утепляться, перчатки с подогревом. Мы летаем зимой, потому что производим эти аппараты и нам надо их испытывать, так сказать «отлетывать». Но полеты выполняются, когда на улице подходящие метеоусловия – нет осадков, ветер соответствующей силы. В снег и дождь, например, не летаем. Если ты попал в дождь, это не значит, что ты упадешь, но это не комфортно. И мелкие капли меняют моментные характеристики крыла и могут быть опасны, но при этом сильный дождь не страшен.

— Что собой представляет спасательная система на мотодельтаплане?

— Спасательная система при необходимости приводится в действие пилотом при помощи ручки, за которую надо потянуть. Вылетает ракета, которая вытаскивает весь парашют. Для надежного его раскрытия высота должна быть хотя бы 100 м.

— А на какой высоте проходят полеты?

— В районе аэродрома – на высоте 200-400 м, при дальних полетах пилоты поднимаются на 1000 м. Но там бывает очень холодно, температура на такой высоте ниже на 6,5 градусов, чем на земле.

— Не было ли у вас случаев столкновения аппаратов с птицами?

— С большими самолетами такие случаи бывают, у парапланеристов был случай, когда орел запутался в стропах. Но со сверхлегкими аппаратами такого не бывает. Мы наоборот летим с птицами рядом. Расскажу вам случай: наш друг, пилот Саша Кузнецов один раз на дельтаплане набрал высоту и пристроился к журавлиному клину. Журавли оборачивались на незваного гостя, переглядывались между собой, курлыкали, но в итоге приняли нового друга в семью. Так и летели они в небе – птицы и человек-птица. Саша потом долго ходил под впечатлением.

«ПЛАНЕР – ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ БЕЗОПАСНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

— А когда вы начали летать?

— Я начал летать в 1979 году на дельтаплане. Но такие полеты занимают целый день. Нужны горы или вас поднимают на буксировщике на тросе с аэродрома. Сейчас уже в силу возраста летаю на мотодельтаплане.

— Как вы считаете, безопаснее летать на дельтаплане или мотодельтаплане?

— Есть такой человек Николай Калашников – один из основателей дельтапланеризма, сейчас ведущий конструктор на фирме Антонова. Он долго летал на планере и считает, что планер – это один из самых безопасных летательных аппаратов. Потому что у него нет двигателя, который может заглохнуть и отказать в полете. В небе на планере ты рассчитываешь только на себя и на природу, на атмосферные явления.

 — А у вас были экстремальные приземления?

— Были, я в 1992 году пережил падение на дельтаплане в Алма-Ате. Там проходили соревнования, в которых я не собирался участвовать, но меня уговорили и записали. При заходе на посадку я сильно разогнал аппарат, он начал качаться и упал, я получил травму. Главное – остался жив.

— Много людей приезжает заниматься к вам?

— В основном это друзья или друзья друзей. Основная наша задача – это производство и испытание летательных аппаратов. А полеты – это для души.

— У вас на аэродроме проходят соревнования?

— Да, проходил Чемпионат Украины по сверхлегким летательным аппаратам. Но наши пилоты ездят в основном на соревнования за границу. В прошлом году на дельтаплане, который мы производим, чешский пилот стал чемпионом мира в Бразилии. И у нас был результат — в первой десятке было четыре наших летательных аппарата. А у всех конкурентов было по два. В 2005 году наш пилот Олег Бондарчук стал чемпионом мира на нашем аппарате.

— Ваши аппараты покупают за рубежом?

О: Да, в основном их и покупают за рубежом. На нашем рынке мы бы не выжили. Нашу продукцию покупают 50 стран мира. Наш самолет Скайрейнджер (SkyRanger) — семикратный чемпион мира с разными пилотами в классе сверхлегких аппаратов.

— Я слышала, что ваша супруга Елена Остахова установила мировой рекорд на мотодельтаплане?

— Да, это так. Но Елена летела не одна, она была пилотом, а штурманом был наш друг Саша Кузнецов. 6 сентября 2013 года ребята взлетели у нас на аэродроме, а приземлились на аэродроме в Коктебеле, пролетев 705, 6 км по прямой за 5 часов 43 минуты на высоте 1000 м при нулевой температуре, было очень холодно (рекорд устанавливается только по прямой, хотя пролетели они больше). Но Лена с Сашей не собирались устанавливать рекорд, просто хотели полететь в Коктебель на 90-летие отечественного планеризма. Мы учились летать на горе Клементьева, и для нас это родное место. Бензина еще оставалось 15 литров, можно было лететь еще дальше, но дальше было только Черное море… Рекорд не побит до сих пор.

Беседовала: Валерия Великая

Фото: Валерия Великая

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ