Йогешвари (Yogeswari) – одна из самых старших и опытных преподавателей Дживамукти-йоги. Уже много лет она преподает в манхэттенской студии йоги и является главным куратором Школы подготовки Дживамукти-преподавателей. Через ее индивидуальное наставничество на пути к 800-часовой сертификации прошло не одно поколение современных тичеров. В начале ноября Йогешвари всего на три дня приехала с мастер-классами в Киев, в Академию танца DAA, и FIZO не мог этим не воспользоваться. В уютном веганском ресторанчике на Подоле мы говорили о плюсах и минусах разнообразия стилей, верности учителям, а также пользе практики йоги для людей всего мира.

yogasvary

 Сейчас в Украине представлено множество школ йоги. Практически каждый уважающий себя учитель придумывает свою школу. Вы не считаете, что за таким количеством направлений теряется целостность и сущность йоги?

– И да, и нет. Я не думаю, что этот феномен касается только Украины. Такая тенденция наблюдается во всем мире. Потому что сейчас есть доступ ко многим разным школам, разным учителям. Раньше учителя найти было сложно. И когда ты его находил, то уже никуда не уходил. Сейчас же, если тебя интересует йога, ты за минуту можешь найти сотни разных учителей и множество стилей. У этого, конечно, есть и плохая сторона – многие касаются разных стилей йоги только поверхностно. С другой стороны, плюсом является то, что ты можешь посмотреть на предмет с разных углов.

Может ли человек достичь настоящего успеха в практике йоги, постоянно пробуя разные стили? Или лучше все-таки остановиться на чем то одном?

–  Ответ на этот вопрос также неоднозначен, как и на предыдущий. Лично я считаю, что лучше иметь одного учителя и следовать его учению. Поскольку, согласно древним писаниям, если вы изучите глубоко один метод, вы поймете каждый из них. Сейчас же многие люди просто поверхностно прикасаются к большому количеству методик. И их сбивают со смысла разные детали, которые присущи тому или иному направлению в йоге.

«НЕЛЬЗЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОГРУЗИТЬСЯ В ЙОГУ ЗА ГОД ИЛИ ДВА»

В одном из ваших интервью вы сказали, что сейчас ученики относятся к своим учителям не так, как раньше. Возможно, мене авторитетно, без должного уважения…

– Да, я действительно так считаю. Если бы вы поехали в Индию или другую страну Азии, то увидели бы, что там к учителям йоги, как и к любым другим учителям, относятся с большим уважением. На Западе тоже даже профессия школьного учителя раньше была уважаемая. Но сейчас она потеряла свою ценность в обществе. Иногда даже можно наблюдать ситуацию, когда у учителя есть определенная педагогическая стратегия в отношении ребенка, а родители вмешиваются и говорят: «Как ты можешь так поступать с моим ребенком?».

И это, к слову, связано с вашим вопросом о многообразии стилей йоги. Сегодня человек, который занимается йогой всего год или два, уже создает якобы свое направление. Он хочет быть самостоятельным, не хочет быть учеником. В то же время, нельзя полностью погрузиться в йогу за год или два. Для этого нужно больше времени.

yogeshvari1

Почему йога стала такой популярной в современном обществе?

– В США йога популярна уже более 30 лет. Я думаю, что это связано с тем, что люди сегодня живут в постоянном стрессе. У них стресс из-за работы, стиля жизни и пр. Йога на какое-то время освобождает их от этого. Конечно, есть много разных других примеров, почему йога становиться популярной. Например, кто-то начинает заниматься йогой, потому что ее практикуют известные люди. Или кто-то приходит в йогу из мира моды. Или идет на занятия, чтобы похудеть, усовершенствовать свое тело. Для многих именно эти причины первоначальны. Но через какое-то время они начинают замечать, что благодаря занятиям йогой, с ними происходит что-то еще. И тогда, возможно, хороший процент тех людей, которые пришли в йогу по искусственным причинам, начинают интересоваться ею глубже, погружаться в практику, узнавать, что такое йога.

Когда вы начали заниматься йогой это все же была закрытая практика? Как вы попали на занятия?

– Я пришла в йогу в 70-х. Тогда йога не была популярна в том смысле, что ее можно было найти в каждом спортивном клубе. Но было много мест, куда можно было прийти и позаниматься ею. Сами идеи йоги были привлекательны для многих молодых людей, которые флиртовали с идеями хиппи. Потому что все хиппи ездили в Индию. Даже группа «Битлз» тогда вернулись из Индии с какими-то странными прическами и музыкой. Они пели мантры на санскрите, и у них был свой гуру…

Махариши…

– Да, но в то время мы этого не знали. Йогический дух был тогда просто в атмосфере. Правда, как раз в то время у меня не было учителя. Я занималась сама. У меня были маленькие карточки с изображением асан, которые я брала у своей мамы и по которым практиковала. Потом я стала танцовщицей. И во время разминок перед танцами мы, опять-таки, делали йогические упражнения.

yogeshvari

– А когда у вас появились первые настоящие учителя йоги?

Много лет я пыталась найти хорошие занятия по йоге, но тщетно. В итоге, я пошла на Кундалини-йогу в Нью-Йорке и где-то год занималась этой техникой. Но, на занятия надо было очень рано вставать. А я занималась танцами и параллельно, до поздней ночи работала официанткой. Кроме того, очень много людей тогда использовали Кундалини-йогу как достаточно агрессивную практику, чтобы получить больше силы. И мне это не нравилось. Так что я перестала заниматься. Чуть позже, когда я была на Карибах, я стала брать уроки у преподавателя Крипалу-йоги (медитация в движении). Но, когда я встретила учителей Дживамукти-йоги – Шерон Гэннон и Девида Лайфа, я почувствовала, что это мои люди.

«КРАСОТА ДЖИВАМУКИ-ЙОГИ В ТОМ, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Чем вас так зацепила Дживамукти-йога? Просто понравились учителя?

– Не только учителя. Понравилась вся методика. Вспоминаю, когда я зашла на первый урок по Дживамукти-йоге, я захотела уйти. Потому что было очень шумно, были какие-то странные ковры на полу, всякие крутые и модные люди вокруг. Я не хотела находиться в такой атмосфере. Но я немного стеснительный человек, поэтому демонстративно выходить из зала побоялась. И я осталась. И получила фантастический опыт. Это было очень творческое занятие. Там была красивая хореография, и я, как хореограф, не могла остаться к этому равнодушной. Кроме того, в конце занятия Шерон прочитала историю о дельфине и маленьком дельфиненке, о том, как они защищали друг друга. И я заплакала. Меня очень впечатлило то, что на занятиях Дживамуки-йоги говорили о чем-то очень важном.

Уже в процессе преподавания Дживамукти-йоги, вы привнесли в занятия что-то свое?

– Конечно. Шерон Гэннон, как и я, также занималась танцами. И мой первый учитель по йоге из Швейцарии была танцовщицей. Все это здорово помогло мне в преподавании йоги. Ведь хореографу гораздо легче поставить последовательность асан, которые имеют смысл и с анатомической точки зрения, и с точки зрения движения в пространстве. Вообще, красота Дживамуки-йоги в том, что у тебя есть пространство для самовыражения. Хотя структура практики при этом остается одинакова.

Создатели Дживамукти-йоги позиционируют свое учение как йогу для людей творческих, жителей больших городов? Скажите, есть какие-то особенности преподавания йоги жителям мегаполисов? В чем именно нуждаются такие люди?

– Дживамукти-йога как направление родилось в районе Нью-Йорка, который очень творческий, авангардный. И, конечно, изначально на занятия приходили художники, танцоры, творческие люди из разных направлений. Но постепенно направление выросло, и сейчас им занимаются люди абсолютно разных профессий и с разным опытом.

«ЧТОБЫ УХОДИТЬ ИЗ НЕГО, НЕОБХОДИМО БЫТЬ ГОТОВЫМИ, ИНАЧЕ МОЖНО СОЙТИ С УМА»

Некоторые украинские учителя йоги постоянно подчеркивают, что практикующие йогу не должны «улетать» куда-то или, наоборот, уходить в себя. Они должны оставаться в социуме и приносить ему пользу. Что вы думаете по этому поводу?

– Такой подход Бхагавад-гита описала еще 2000 лет назад. Там есть совет: оставайся в миру, не уходи из него.

Конечно, есть люди, которые готовы уйти из социума, те, кто становится монахами, присоединяется к какому-то монастырю. А есть также люди, которые думают, что если они уйдут от мира, то они смогут уйти от своих проблем и ответственности. Но уходить из социума нужно не так! Чтобы уходить из него, необходимо быть готовыми, иначе можно сойти с ума.

Я, как и ваши учителя, считаю, что очень важно оставаться внутри социума и не уходить из него. Есть очень много йогов, у которых есть семья. Например, два очень великих мастера, которые повлияли на развитие йоги во всем мире – Айенгар и Шри Кришна Патабхи Джойс, имели жен и детей.

Хочу отметить еще один момент, Дживамукти-йога – это путь к просветлению через сострадание всем живым существам. А это предполагает определенную ответственность, которая позволяет поднять сознание мира на более высокий уровень. И для этого нужно быть в этом мире.

cambodia2016

Когда описывают практику Дживамукти-йоги часто говорят, что в процессе практики асан в теле человека генерируется внутренний жар, который помогает растворить старые парадигмы, привычки и обусловленности ума (самскары). Вы можете рассказать, как это работает?

– Одна из наших основных практик – это действительно практика асан. Например, вы приходите на занятие с какой-то самскарой. И обычно, когда она растет, у вас возникает определенная привычная реакция: вы привыкли думать каким-то образом, использовать определенные слова, совершать какие-то действия. А когда вы занимаетесь асанами, вы попадаете в нетипичную ситуацию, которая, по сути, является стрессовой. Вы специально делаете то, что вас напрягает. И именно в этот момент самскара «вылетает», проявляет себя. Но вы находитесь в ситуации, когда вы не можете отреагировать на это привычным образом. Например, хлопнуть дверью и уйти. Или поорать на кого-то, потому что пришло желание поорать.

В итоге, остаетесь только вы и ваши мысли. Ум вынужден фокусироваться на тех заданиях, которые есть на данный момент, например, на дыхании и выполнении асан. И вы отпускаете свою проблему. Неважно, это практика асан или медитация. Вы все отпускаете.

Также есть еще одно учение Патанджали, согласно которому, когда тебя беспокоит негатив нужно думать о противоположном. Это очень похоже на то, что буддисты делают с антидотом. Они трансформируют энергию, делают что-то совершенно другое и, в итоге, приходят к совершенно другому результату.

Кроме того, следует помнить, что самскары находятся в теле, поэтому их можно проработать и отпустить на физическом уровне – через растяжения, пот и т.д. Также нельзя в этом отношении игнорировать звук. Потому что вибрации звука, особенно священного, имеют влияние, как на состав клеток, так и на все тело.

Вы много путешествуете. Видите отличия между студентами -практиками йоги в разных странах?

– Да, конечно. И это то, что является для меня одним из самых интересных моментов в путешествиях. Для меня очень важен обмен культурами. В то же время, у людей из разных стран есть общий знаменатель. Мы все периодически страдаем. И все пытаемся найти способ, как пройти через эти страдания. И йога-практики дают в этом отношении очень много рецептов. Также мы все гоняемся за счастьем, и все ищем любовь. Неважно где – в Австралии, Украине, Турции или Штатах. Хотя, конечно, есть страны, где насилие выражено сильнее, или страны, в которых сложные политические условия. И я читаю, что приносить туда наше учение еще более важно.

Вы три дня проводили семинар в Киеве. Сложили свое впечатление об украинских йогах?

–   Для многих людей – это был первый опыт с Дживамукти-йогой. И я немножко поменяла свой подход: мы много раз повторяли связки, чтобы люди могли выучить последовательность, могли войти в поток и заниматься в определенном ритме. В итоге, за эти три дня, как мне показалось, группа сделала большой шаг вперед. Я думаю, что это произошло от того, что у вас нет частого доступа к учениям. Поэтому люди все так хорошо впитывают. А мне, как учителю, было приятно видеть такой свежий интерес со стороны учеников.

Приедете еще раз?

– Да. Мне очень понравился опыт, который я получила в Украине.

А где можно получить сертификат учителя Дживамукти-йоги?

– В Нью-Йорке, Индии и Коста-Рике. В частности, в 2017 году будет только два учительских курса: в феврале – в Индии и в июне – в Коста-Рике.

Стоимость всего курса – $6 тыс, не включая перелет и проживание. Если желающие зарегистрируются заранее, то могут рассчитывать на скидку $1 тыс.

Отмечу, что наша программа обучения построена так, что ученики на месяц полностью погружаются в практику. Они на целый месяц оставляют свою жизнь, практически ни с кем не общаются. Многие из них во время обучения проходят через множество личных трансформаций. И это очень интересно и важно.

Беседовала: Елена Романюк

Благодарим за помощь в подготовке интервью Татьяну и Валерию Самборскую.