Передвижение по бездорожью на полноприводных автомобилях, квадроциклах и специальных внедорожных мотоциклах, увязание в болотах и трясинах, преодоление крутых склонов – это далеко не все особенности спорта под названием трофи-рейд. Участники этой гонки – настоящие испытатели себя и своих машин. Пути их нелегки, но другие им и не нужны.

Как говорят почитатели трофи-рейдов, для них каждый турнир – это хороший повод оторваться от обыденных забот, отточить свое водительское мастерство, а заодно закалить мужские характер и волю. Кроме того, они всячески жаждут получить немалую долю экстрима, посоревноваться с достойными соперниками, да и просто активно провести время. Правда порой сойти с дистанции экстремалов вынуждает состояние автомобиля, который не всегда выдерживает такую жесткую эксплуатацию, и тогда в борьбе техники и человека с бездорожьем даже гонщики-профессионалы оказываются бессильны.

ПРАВИЛА ПРОРЫВА

В отличие от привычных автогонок, скорость прохождения маршрута в трофи-заезде не так важна. Прежде всего, необходимо уложиться в зачетное время, пройти спецучастки и отметиться на расставленных организаторами контрольных точках, зафиксировав с помощью фотоаппарата свой автомобиль (стоящий на расстоянии вытянутых рук от отметки). Точки контроля зачастую расставлены в местах, куда добраться не так уж просто. Поэтому по пути к ним гонщики успевают и в реке искупаться, и в болоте увязнуть, и едва ли не вертикальные склоны покорить с помощью лебедок и уже не лошадиных, а собственных сил, вытаскивая автомобиль буквально на себе. Иногда прохождение нескольких километров может занять целый день.

trofi3
Фото: m.fishki.net

Все экипажи едут по легенде и объединяются по техническим и спортивным характеристикам в категории и группы, для каждой из которых подготовлены свои маршруты. К примеру, участники категории Sport преодолевают трассу по таймеру, а победители в ней определяются, исходя из количества времени каждого дня. К данной категории относятся такие группы как TR-1, TR-2, TR-3, PROTO, ATV-Original, ATV-Open, ATV-SSV, ATV-Special.

В следующей категории – Adventure – главное условие это проехать все трассы, уложившись в определенное время. Итоги подводятся с учетом пройденных спецучастков и по результатам скоростных заездов. Группы этой категории: Adventure, Adventure-Open и ATV-Adventure.

Более лояльная категория под названием Tourism объединяет спорт, отдых и путешествия. Первая из ее групп Grand-Tourism предполагает, что маршрут выбирают сами участники, а победителем считается тот, кто первым добрался до финиша. Вторая группа – Discovery – ознакомительная, с возможностью понаблюдать за спортсменами во время соревнования. Участникам этих групп предлагаются квесты: они ищут различные объекты и решают загадки в поисках финального клада, а также посещают природные памятники и исторические достопримечательности.

ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

Нужно отметить, что на протяжении заезда подвергается испытаниям не только выдержка и водительское мастерство, но и здоровье самого гонщика. В знойные летние заезды ему, например, приходится изрядно пропотеть, обезвоживая организм, а также похудеть от физического и морального истощения во время вытаскивания себя вместе со своим транспортом из мест, где он отказывается самостоятельно передвигаться.

trofi1
Фото: offroadmaster.ru

Забывают участники гонки и о сухости и комфорте – водных процедур и грязевых ванн избежать не удается никому, ведь прежде чем переехать реку вброд на автомобиле нужно обследовать ее дно «ногами штурмана». Только после пешей проверки нужного участка транспортное средство готово к «заплыву». Но и тут может возникнуть незадача – колеса не всегда проезжают там, где можно пройти ногами. «Когда вода выше крыши, ехать не будем, – полушутя уверяют участники рейда, – очень неудобно рулить». Надежность лебедок и нервов гонщиков проверяется также крутыми склонами и спусками/подъемами по ним. В этом случае опыт вытаскивания своего автомобиля из западни приходит не сразу. Часто с трудом удается найти надежную опору, чтобы зацепить трос. Организаторы же трофи иногда бывают просто беспощадными, расставляя контрольные точки на сложнодоступных каменистых выступах.

Но увеличив клиренс и обеспечив своему внедорожнику максимальную амортизацию и достойный испытаний лифтинг, проходимость техники усиливается в разы. Чтобы облегчить вес у автомобилей также изымают все лишние детали кузова.

Но вот совсем нелишними в путешествии оказываются домкраты, сэнд-траки (металлические или пластиковые пластины с отверстиями, которые подкладываются под колеса при прохождении заболоченных и песчаных участков), средства навигации и другие гаджеты. Ведь ремонт автомобиля или квадроцикла может происходить в полевых и болотных условиях и к нему нужно быть готовым всегда.

«ВОЛЯ – ЭТО ТО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ТЕБЯ ПОБЕЖДАТЬ, КОГДА ТВОЙ РАССУДОК ГОВОРИТ ТЕБЕ, ЧТО ТЫ ПОВЕРЖЕН»

Не стоит гонщикам забывать и о моральной готовности к экстренным ситуациям. К примеру, бывали случаи, когда, не рассчитав угол склона, квадроциклисты оказывались накрытыми своим же перевернутым транспортным средством. И спасала их в таких обстоятельствах только правильная группировка – здесь нужно знать свои, особые «асаны». Для джиперов же, например, на трассе предоставляется масса возможностей утопить автомобиль, а соответственно и себя, родимых. Дополнительные и самые запоминающиеся бонусы для всех гонщиков – уже не от организаторов, а от самой природы ­– кусающие насекомые, дождь, жара и тому подобные неприятности.

trofi2
Фото: fotostation.ru

К слову, некоторые команды – участники трофи-рейдов – стараются держаться небольшими группами, чтобы в случае необходимости помочь друг другу. Часть же команд, наоборот, хотят самостоятельно преодолеть весь маршрут, рассчитывая только на свои силы. При этом уже устоявшийся своеобразный кодекс чести пилота и штурмана – взаимопомощь в экстренных ситуациях своим же соперникам. «Нас доставали, и мы доставали», – комментируют подобные ситуации участники рейдов. Они утверждают, что, несмотря на то, что трофи-рейд – это конкурс, главенствует во время нее преимущественно человечность. Но и воля к победе еще как тренируется.

«Трофи-рейд – это лучшая тренировка воли к победе, – убежден Сергей Осадчий, глава Ассоциации развития внедорожных видов спорта Украины. – Тренировка умения не отступать перед сложными препятствиями и быстро принимать решения». По его словам, соревнуясь в мастерстве внедорожного вождения, трофисты в какой-то мере вступают в поединок и сами с собой, обдуманно или спонтанно заставляя себя совершать волевые поступки в сложных ситуациях. «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен», – говориться в известной книге К. Кастанеды. И как тут, смотря на участников трофи-рейдов, не согласиться.

К СВЕДЕНИЮ

В 2009 году прошел первый Кубок Автомобильной Федерации Украины по трофи-рейдам, а в 2011 – первый Чемпионат Украины. Проводящийся несколько последних лет многодневный трофи-рейд UkraineTrophy признан одним из самых масштабных событий в отечественном автоспорте, а выбираемый организаторами маршрут – самый тяжелый и самый длинный на территории СНГ.

Валентина Посудевская

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ 

Ukraine Off-Road Internet TV – Первое украинское внедорожное телевидение http://kingvideo.at.ua

Автомобильная Федерация Украины (FAU) – http://fau.ua

Днепропетровский клуб Off-Road Club 4х4 – http://club4x4.org.ua

Донецкий внедорожный клуб «Навигатор» – http://4wd.dn.ua

Запорожский внедорожный клуб http://zt.zp.ua

Киевский клуб Offroadmaster –  offroadmaster.com

«Клуб 4х4 Буран» Ковель – http://klub4x4.com.ua

Сумской Offroad Club – форум Сумской внедорожной тусовки http://offroad.sumy.ua/forum/viewtopic.php?f=14&t=2817

Конотоп – внедорожный форум – http://extrim-konotop.ucoz.ru/forum/13

Кременчугский клуб «Кремень 4х4» – http://kremen4x4.com.ua

Луганский клуб «Лугаход 4х4» – http://lugaxod.info

Луганская федерация 4х4 – http://fosu.at.ua

Мариупольский клуб любителей бездорожья Azov Off Road – http://azov-off-road.com.ua

Мариупольский клуб «Мариуполь 4х4» – http://mariupol4x4.clan.su

Одесский клуб экстремального автотуризма «Направление» – http://napravlenie.od.ua

Одесса. Компания Любителей Украинского Бездорожья «К.Л.У.Б. 4х4 Одесса» http://club4x4.com.ua

Славянск. Клуб экстремального бездорожья «Славяне 4х4» – http://www.slavyane4x4.com.ua

Сумской Offroad Club – http://offroad.sumy.ua/forum/index.php

Тернопольский форум «4х4 Бездоріжжя» – http://www.drive.te.ua/forum/viewforum.php?f=4

Тростянецький авто-мото клуб активного відпочинку Navigator 4×4 – http://navigator4x4.at.ua

Ужгород. Закарпатский оффроуд клуб Mud-Way – http://mudway.com.ua

Харьковский Trophy-style – http://www.trophy-style.com

Харьковский спортивный внедорожный Клуб Kharkov Union 4X4 – http://union4x4.pp.ua

Харьковский «Слива Клуб 4х4» – http://sliva4x4.com

Харьковская Off-road команда «5 элемент» – http://5elementteam.blogspot.com

Херсонский автомобильный клуб «Союз 4х4» – http://soyuz4x4.com.ua

Черкасский Off-road club – http://club4x4.ck.ua

Черниговский внедорожный клуб Extremal http://www.4×4.cn.ua/showthread.php?t=2382

Чернигов. Внедорожный клуб Viking – http://viking4x4.in.ua

Черновицкий клуб Bukovina 4×4 – http://chernivtsy4x4.ucoz.ua

 

 

ЗАЛИШИТИ ВІДГУК