Президент правления Восточноевропейского центра искусств и культуры Lezo Глеб Ковалев увлекается боевыми искусствами очень давно. На каком-то этапе он объединил два своих увлечения – БИ и оружие. О том, зачем мужчине меч, и без чего бесполезны все хитроумные техники в боевых искусствах FIZO отправился расспросить Глеба лично. Тем более, представился хороший повод – руководитель Lezo вовсю готовился к Фестивалю Кендзютцу, организатором которого выступил его центр.

gleb
– Глеб, 22 мая 2016 года впервые в Украине вы провели Открытый чемпионат по японскому искусству испытания меча – Тамэсигири. 20 ноября, в рамках Фестиваля Кендзютцу, состоится второй чемпионат. С чего у вас вдруг проснулась такая страсть к популяризации этого японского искусства? Ведь, меч для украинца – не совсем близкое оружие.   

– Начну с того, что оружие как таковое, а холодное оружие в частности, является близким для любого мужчины, не зависимо от национальных, территориальных или даже религиозных предпочтений. Будь то «козацька шабля» или индийский килидж. Генетическая память поднимет из подсознания любого подростка образы, связанные с баталиями прошлого. Что касается лично меня, то моя любовь к холодному оружию обусловилась еще и наличием большого количества военных в роду, а также образованием. Я металлург-технолог. Поэтому любовь к ножам и холодному оружию для меня естественна. Кроме того, я с юных лет занимался единоборствами. И вот этот симбиоз – спорт и любовь к холодному оружию и привели к тому, чем я сейчас занимаюсь.

«ТО, ЧТО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПОВТОРИТЬ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО СПОРТ. ТО, ЧТО МОЖЕШЬ ПОВТОРИТЬ – ЭТО БОЕВЫЕ ИСКУССТВА»

– Но почему меч? Не нож, не сабля? Не то, что практичнее и ближе украинцу?

– Катана – идеальное холодное оружие. Помимо чисто утилитарного направления у него есть еще и понятие духовное. Меч в синтоизме (яп. синто – «путь богов», традиционная религия в Японии. – Ред.) – это вещь культовая. Он относиться к одной из трех святынь (зеркало, ожерелье и меч). В Японии меч – это что-то более глубокое, чем просто оружие: он оберегает и создает, несет духовное наполнение. «Меч – это хранилище души самурая», – сказал Токуга́ва Иэя́су (принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сегунов Токугава. – Ред.). И с этим сложно не согласиться.

Таким образом, повторюсь, для меня любовь к оружию, занятие спортом и духовные практики составляют симбиоз. То, что ты не можешь повторить в зрелом возрасте – это спорт. То, что можешь повторить – это боевые искусства. Спорт – это хорошо, но годы идут, и ты понимаешь, что надо все больше и больше усилий, чтобы поддерживать свой прежний уровень. А что касается меча, то опыт, получаемый на протяжении тренировок, только накапливается: мы начинаем лучше чувствовать оружие, максимально эффективно использовать его массу и энергию, находить оптимальные моменты приложения силы и, как результат, повышать свой уровень мастерства, прикладывая меньше силы. Не об этом ли говорил О Сенсей Морихэй Уэсиба?

История боевых искусств знает примеры, когда и в 90 лет мастера выступают с мечом на равных с молодежью. Когда нарабатывается опыт, появляются знания. Здесь не требуется «физика». Здесь больше внутренних, духовных составляющих, концентрация. Это состояние с годами только наращивается. И в момент передачи энергии через меч, он становится частью тебя. Все это похоже на каллиграфию, как звуки бамбуковой флейты Сякухати – это звуковая каллиграфия. Так и меч становится подобно кисти художника. Поэтому, зачастую к мечу приходят люди в более зрелом возрасте. Например, в клубе, где мы практикуем, 70% занимающихся – это люди в возрасте за 40.

gleb1

– Они приходят заниматься с мечами из боевых искусств? Или есть такие, которые изучают искусство с нуля?

– Чаще это действительно люди, которые занимались БИ. Но есть и те, которые всю жизнь занимались чем угодно, только не боевыми искусствами. Но у них было желание. И сейчас они пришли к тому моменту, когда появились возможности: дети выросли, настроился бизнес и быт, и вот теперь они могут посвятить себя полностью своей мечте.

«ДЛЯ МНОГИХ РАБОТА С МЕЧОМ – ЭТО ЕЩЕ И МЕТОД АКТИВНОЙ МЕДИТАЦИИ, ОЧИСТКА МЫСЛЕЙ, ПЕРЕЗАГРУЗКА»

С нами,  занимается мужчина – ему уже за 60 лет, но он не пропускает ни одной тренировки. Он ходит на занятия пять раз в неделю. Недавно сломал ребро при броске, но продолжает заниматься, потому что вынашивал эту мечту всю жизнь.

Кроме того, для многих работа с мечом – это еще и метод активной медитации, очистка мыслей, перезагрузка… Уж поверьте, когда вы видите занесенный над вашей головой меч, ни о чем другом вы думать не сможете. Для вас будет существовать лишь этот момент, здесь и сейчас.

– Но, согласитесь, работа с мечом – не совсем практична. Вы же не пойдете на улицу с мечом защищаться?

– Естественно, если говорить о практичности, то никто давно не рассматривает меч как оружие самообороны, хотя упаси бог стать кому-то на пути человека со столь грозным оружием. А, согласно нашему законодательству, меч не рассматривается даже как спортивное оружие, наравне с луком, копьем, рапирой или шпагой. У нас нет такого вида спорта как Тамэсигири или  Кендзюцу (яп. «искусство меча». – Ред.). Меч – это путь собственного саморазвития.

Наоборот, множество школ по работе с мечем, были открыты именно с наступлением мирного времени (XVII век), когда самураи, умевшие только воевать, остались без работы. В это же время они начали развивать Кендзюцу как науку, как «до» – путь. То есть, если раньше это было «дзюцу» – умение, техника, прием, то потом стало путь – «до», и начало преобразовываться в кендо, иайдо, айкидо, в путь.

И вот теперь, возвращаюсь к вашему первому вопросу (смеется), объясню, почему я решил проводить чемпионаты, фестивали и популяризовать искусство меча. Я хочу, чтобы школы БИ вернулись к истокам и больше узнали друг друга. Не развивались сами по себе, не видя, что происходит вокруг, а обменивались опытом, расширяли свое сознание и арсенал техник. Я, не побоюсь этого слова, взял на себя «миссию», привести практиков к основам БИ путем воссоединения всех современных направлений. Дать им возможность поучиться друг у друга, обменяться опытом и навыками. Поэтому я и пришел к решению познакомить и объединить все школы под одной крышей в формате Фестиваля Кэндзюцу – Праздника Меча, в рамках которого состоится II Всеукраинский чемпионат по Тамэсигири, а также открытый турнир по Кен Себу. Я надеюсь, что этот фестиваль станет регулярным.

gleb4

– А в Украине много школ боевых искусств, которые работают с оружием?

– Если говорить о кэндзюцу («кэн» – меч, «дзюцу» – умение), то основных направлений здесь немного, до 10. Базовое направление – это кэндо – путь меча, непосредственно поединок. Он, даже является обязательной спортивной дисциплиной во многих школах Японии. Через путь меча достигается усидчивость, концентрация, скорость. Правда, в классическом кэндо арсенал приемов сужен до трех ударов, это – голова, руки, живот. И это в основном касания, щелчки. Такой контакт дает ипон (очко). Таким образом, кэндо дает скорость, динамику, но, по моему мнению, упускает момента удара.

«ИНТЕРЕСНО, ЧТО КЕН СЕБУ ДО КАК НАПРАВЛЕНИЕ РОДИЛОСЬ В УКРАИНЕ. ЕГО СОЗДАЛ НАШ СООТЕЧЕСТВЕННИК ВАЛЕРИЙ ПРИБИТОК»

Вторая школа – школа иайдо. Она также образовалась в XVII веке. Это школа мгновенного нанесения удара из ножен. То есть, это как дуэль в вестернах: вы ходите с пистолетами, и вопрос в том, кто первый выстрелит. Техника этой школы не подразумевает нанесение удара по цели. Здесь нет спаррингов. Это работа только с виртуальным противником. То есть, можно развить хорошую скорость, но нет контакта, нет момента передачи энергии. Ты один, сам с собой. Учитывая это, в иайдо зачастую работают не с настоящими мечами, а с имитацией – затупленным клинком из стали или алюминия.

Следующее направление, к слову, одно из самых старых – это катори синто рю. Это комплексная дисциплина. Здесь, как и в Синкендо, имеет место работа с имитацией меча, деревянными бокенами. Это парная работа, она дает возможность бойцу отработать четкую дистанцию и технику. Но бокен – это все же деревянная палка.

Еще одна из новых школ – чанбара или спо-чан. Это современное направление образованное изначально из игры, в которой дети, подражая воинам-самураям, сражались на деревянных палках, заменяющих им настоящие клинки. Сейчас же это не только спортивная дисциплина, но и безопасное семейное развлечение на надувных мечах, в котором участвуют и дети, и родители.

Направление, которым занимаемся в нашем клубе мы – это Кен Себу До (яп. – меч, поединок, путь) или путь поединка на  мечах. Это прикладная версия кэндо, в которой расширен арсенал ударов, разрешены удары по ногам и бросковая техника. Это дисциплина, позволяющая применять навыки в реальном поединке. Практикуя ее, дабы не травмировать противника, работа ведется с мягкими имитациями мечей – чекенами. Это позволяет тренироваться  с большой скоростью и в полном контакте.

Интересно, что Кен Себу До как направление родилось в Украине. Его создал наш соотечественник Валерий Прибиток, которого его учитель в Японии благословил на создание собственного стиля и написал ему мон (название школы): синиторю кендзюцу – «новая школа одного меча».

Техника же Тамэсигири – рубка вар (снопов) боевым мечем, осваивается уже на  более высшей ступени обучения.

– Как можно научиться владеть мечем?

– Конечно, в первую очередь, нужен наставник. Человек может быть прекрасным бойцом, но без наставника и без навыка работы с настоящим мечом, без методики постановки правильного удара у него ничего не получится.

– Вы говорили, что изучать Тамэсигири приходит много людей в возрасте за 40 лет. А молодые ребята приходят? С какого возраста можно заниматься с мечами?

– По Кен Себу До у нас есть группы, в которые приходят дети в возрасте 5-6 лет. Детям это нравится, занятия проходят в игровой форме. В детстве все дети махали палками, а в зале это разрешается, только в специальной экипировке и под наблюдением тренера. Брать в руки боевой меч – синкен – мы рекомендуем с 15-16 лет, когда уровень ответственности у подростка уже на достаточно высоком уровне. Потому что ошибок меч не простит.

«ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ ДОКАЗАЛ, ЧТО МОЖЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО И, ГЛАВНОЕ, БЕЗОПАСНО УПРАВЛЯТЬ МЕЧОМ, ОН К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДОПУЩЕН НЕ БУДЕТ»

– Сколько стоят занятия в секциях в вашем центре? Мечи вы своим ученикам выдаете?

– Конечно. Хороший меч для занятий стоит дорого, и не каждый человек может позволить себе его купить. Поэтому, чтобы сделать занятия доступными для людей, мы и создали школу, в которой предоставлено различное оружие для практики. Человек может прийти, получить знания, взять в руки меч и получить умения. После этого при регулярном повторении упражнений он разовьет навык, и уже на более продвинутых уровнях даже не будет задумываться о правильности нанесения удара. Это основные четыре пути, которые должен пройти любой ученик: получить знания, научиться, наработать навык и возвести все в привычку, мышечную память.

Что касается стоимости занятий, то в нее входит аренда зала, инструктор, расходные материалы и аренда оружия. Регулярные занятия стоят 1000 грн в месяц – это два занятия по два часа в неделю. Но для того, чтобы получить доступ к регулярным занятиям нужно пройти аттестацию и получить будо – паспорт с присвоенным Кю (степень, разряд) по данной дисциплине.

То есть, пока человек не доказал, что может самостоятельно и, главное, безопасно (!) управлять мечом, он к регулярным занятиям допущен не будет.

Также у нас есть понятие интенсив, который включает девять занятий, рассчитанных на месяц. В этом случае человек учится с азов: с этикета меча, правильной позиции, стойки, хвата, замаха, удара, вкладывания меча в ножны. Потом он переходит к катам на бокенах, работе в воздух, и последние два-три занятия он работает с боевым  мечом на рубке под постоянным наблюдением инструктора. Интенсив стоит 2600 грн. После этого человек получает ту аттестацию, которая в будущем даст ему  право практиковать рубку снопов вара и ходить регулярно в зал.

gleb3

– Это мы говорили о занятиях по Тамэсигири. А сколько стоят занятия по Кен Себу До?

– Стоимость занятий по этому направлению 800 грн в месяц. Интенсива здесь нет. Человек вливается в группу, поэтому оттачивание мастерства происходит непосредственно в парной работе. В такую группу человек может прийти и начать заниматься с нуля.

– А многие ваши ученики покупают себе мечи?

– Есть люди, которые сначала покупают меч, а потом говорят, что хотят научиться работать с ним. А некоторые приходят работать, а потом говорят, что готовы купить себе меч. Но бывают также случаи, когда человек приходит, начинает работать с мечом, а потом понимает, что это не то, что он видел в фильмах. Там казалось все так просто, а тут, в зале, надо еще и работать. Поэтому многие заканчивают базовые курсы, получают навык, опыт и идут дальше.

– В начале интервью вы сказали, что боевые искусства – это путь? А есть ли цель у этого пути, как, например, цель йоги – достичь просветления?

– Ох, какой философский вопрос вы задали! Я думаю, что каждый сам для себя выстраивает жизненные цели. Для меня цель, как путь – это победа над собой, над внутренними врагами и страхами. Это совершенствование себя и своей души….

Беседовала: Елена Романюк

Фото: Александр Зубко, с сайта tameshigiri.org