Пришпиленный, как мотылек булавкой коллекционера, человек в костюме-крыле испытывает на себе ураганные 135 км в час воздушного потока аэродинамической трубы в лаборатории Университета Саутгемптона.

Но Анджело Грубисик, опытный скайдайвер не просто развлекается. Он впервые пытается применить принципы авиационного строительства в экстремальном виде спорта – полетах в вингсьюте (специальном костюме, имеющем перепонки между руками и ногами и конструкцию, похожую на крыло самолета – Ред.), пишет Пол Маркс из BBC Future.

Грубисик читает в университете лекции по ракетным двигателям и астронавтике. В то же время он большой любитель экстремальных видов спорта, скайдайвер – за плечами у него больше 500 прыжков.

И вот, наконец, он может применить свои знания в обеих областях, ему знакомых: вместе с десятком студентов, изучающих аэронавтику, он разрабатывает вингсьют нового типа – сверхаэродинамический.

Цель – сделать костюм-крыло с пониженным сопротивлением, что даст возможность лететь в нем дальше и дольше.

Согласно плану, такой костюм позволит творческому коллективу из Саутгемптона побить все имеющиеся мировые рекорды для вингсьютеров – по высоте старта, максимальной скорости, дистанции и времени в полете.

wingsuit2
Испытания в аэродинамической трубе показывают, как потоки воздуха обтекают костюм

И это будет нечто большее, чем просто повод для хвастовства: новый костюм поможет спасти жизни людей.

Набирающие популярность так называемые проксимити-полеты, когда человек в вингсьюте прыгает с утеса и, следуя рельефу, летит в нескольких метрах над склоном горы, – крайне опасное развлечение.

«ЧЕМ СОВЕРШЕННЕЕ КОСТЮМ-КРЫЛО, ТЕМ БОЛЬШЕ БУДУТ РИСКОВАТЬ СКАЙДАВЕРЫ»

Вингсьют, который дает возможность продержаться в воздухе дольше, в теории должен помочь хотя бы частично избежать риска.

Впрочем, некоторые эксперты утверждают как раз обратное: по их мнению, чем совершеннее костюм-крыло, тем больше будут рисковать скайдаверы.

Но команда Грубисика не планирует подобные полеты. «Мы абсолютно не расположены к риску и методичны в своих исследованиях», – говорит он.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Их программа называется «Проект Ика», а крылья создаваемого костюма продуваются трехмерно. Помогает этому нечто похожее на нагрудный панцирь древнеримского воина, надеваемое на грудь скайдайвера.

Через это приспособление ученые управляют положением костюма в шести разных осях. «Благодаря этому мы можем измерять воздействие всех сил на вингсьют, и с большой точностью», – подчеркивает Грубисик.

Испытатель подвешивается в аэродинамической трубе, его начинают продувать в разных вариантах, сканируя лазером для получения точных 3D-моделей.

Затем полученные модели загружаются в специальную программу, установленную на группе компьютеров, объединенных в один суперкомпьютер и обрабатывающих данные с высокой скоростью, и там уже создается сводная модель того, как воздух обтекает испытателя в вингсьюте.

Исследователям это помогает понять, где именно в костюме-крыле и шлеме создается лишнее сопротивление воздуху – чтобы затем внести в конструкцию изменения.

После этого они смогут создать улучшенный вингсьют и снова испытать его в аэродинамической трубе – прежде чем приступить к полетам в реальных условиях.

ИСТОРИЯ С ДРАМАТИЗМОМ

История вингсьюта полна драматизма. Сейчас уже трудно сказать, кто первым совершил прыжок в костюме-крыле, идея витала в воздухе давно, со времен Икара и Дедала, энтузиасты и горе-испытатели ломали себе ребра и шеи, прыгая с большой высоты в кустарно сделанных крылатых сооружениях или костюмах…

Возможно, более всего напоминал современный вингсьют тот костюмчик, что надел на себя злополучный австрийский портной Франц Райхельт, когда в феврале 1912 года решил прыгнуть с Эйфелевой башни и разбился насмерть.

Плащ-парашют Райхельта не раскрылся, и этот трагический прыжок был снят на кинопленку. «Это было жестоко, – говорит Грубисик. – Почти самоубийство».

В свое время важным стало решение разделить парашют, обеспечивающий безопасную посадку, и крылья, которые помогают продлить полет в свободном падении.

В 1930-х парашютисты экспериментировали с костюмами, которые позволяли двигаться в горизонтальной плоскости до того, как раскрывался купол.

Однако настоящий прорыв случился в 1990-х, когда пионеры вингсьютинга во Франции и США сконструировали костюм-крыло с ребрами жесткости и воздухозаборниками. Это обеспечило экстремальному развлечению такой успех, что ряд компаний начал выпускать вингсьюты и торговать ими.

wingsuit3
Нынешний рекорд скорости, поставленный в 2011 году, – 361 км в час

Современные винсьюты сделаны из мягкого, эластичного нейлона и в полете надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, что позволяет снизить скорость вертикального падения и делает пилота с вздувшимися тканевыми перепонками между руками и ногами похожим на белку, прыгающую с одной ветки на другую.

Однако то, как именно летит вингсьютер и насколько безопасен его полет, зависит в основном от его мастерства, подчеркивает Джеки Харпер из Ассоциации военных парашютистов в графстве Уилтшир.

«В конце концов, само по себе обладание гоночным автомобилем “Формулы 1” не делает вас отличным водителем», – говорит она.

«СКАЙДАЙВИНГ ПОХОЖ НА СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ. НО КОГДА НА ВАС ВИНГСЬЮТ, ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ЛЕТИТЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ, А НЕ ПРОСТО ПАДАЕТЕ»

При обычном скайдайвинге человек быстро достигает предельной скорости в 192 км в час. А в вингсьюте лучшие летуны в состоянии уменьшить скорость вертикального падения до 64 км в час, при этом увеличивая скорость горизонтального передвижения.

«Скайдайвинг похож на свободное падение, – отмечает Харпер. – Но когда на вас вингсьют, вы чувствуете, что летите по горизонтали, а не просто падаете. И чем быстрее вы летите, тем сильней подъемная сила. Это ощущается как настоящий полет».

НА ПУТИ К РЕКОРДУ

Современный рекорд скорости, установленный в 2011 году, – 361 км в час, но команда «Проекта Икар» надеется, что их новый вингсьют поможет достичь 450 км в час.

Однако не всё сводится к верному применению знаний аэронавтики. Исследователи надеются, что им поможет и высота. Они планируют арендовать транспортный Boeing C-17 Globemaster III и совершить прыжки с высоты почти 14 тыс. м.

«Плотность воздуха там настолько низка, что поначалу вы можете набрать очень высокую скорость», – говорит Грубисик. Ну а если с «Боингом» не получится, то можно попробовать воздушный шар, добавляет он.

Есть и еще одна причина, по которой участники «Проекта Икар» хотят забраться повыше: в прыжках в вингсьюте рекорды постоянно обновляются. Если удастся прыгнуть с 14 тыс. м, другим вингсьютерам еще долгое время будет трудно сделать то же самое.

Например, в августе 2015 года Джеки Харпер поставила рекорд полета в вингсьюте на дальность (17,9 км) – она прыгнула тогда с высоты в 6096 м.

wingsuit4
Люди вообще-то не очень аэродинамичны – вингсьют помогает преодолеть эту проблему

А уже в мае Кайл Лобприс увеличил этот рекорд до 30,26 км, прыгнув с высоты в 10 тысяч метров. В полете он провел 8,4 минуты, заодно побив рекорд, принадлежавший мужу Харпер Стивену (5,9 минуты). На подобной высоте, которую набирают авиалайнеры прежде чем лечь на курс, человеку требуется кислородная маска.

«ЧЕМ КАЧЕСТВЕННЕЙ КОСТЮМ-КРЫЛО, ТЕМ ОН БЕЗОПАСНЕЙ. НО И САМ ВИНГСЬЮТЕР ТОЖЕ ДОЛЖЕН СОИЗМЕРЯТЬ РИСК»

Так чем же, после всех испытаний и компьютерных расчетов, будет отличаться от остальных вингсьют «Проекта Икар»?

«Мы разбираемся, как влияют на полет такие вещи как профиль крыла, его форма, сопротивление, создаваемое шлемом и ранцем парашюта, – рассказывает Грубисик. – Ну и руками и ногами – люди вообще не очень аэродинамичны».

Вполне возможно и применение вертикальных законцовок – как у лайнеров Airbus и Boeing. Во время испытаний в аэродинамической трубе такие законцовки уже дали весьма многообещающий эффект.

Такой научный подход поддерживает Тони Юрагалло, основатель Tonysuits, известного производителя вингсьютов из штата Флорида, чьи костюмы-крылья многими считаются лучшими на рынке.

Он признает, что всегда конструировал свои костюмы методом проб и ошибок. «Будущее – за методом Анджело», – говорит Юрагалло.

Джекки Харпер более осторожна: «Аэродинамическая труба обеспечивает нас ценными данными для того, чтобы улучшить дизайн костюма, но я не уверена, что такие испытания со 100-процентной точностью отражают реальные условия свободного падения, все-таки труба есть труба».

СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Количество смертей среди бейсджамперов, многие из которых пользуются вингсьютами, резко выросло в последнее время.

Согласно базе данных онлайн-журнала бейсджамперов Blinc, только в августе погибло 15 человек – восемь из них были в вингсьютах.

Многие погибают потому, что не умеют как следует оттолкнуться в начале прыжка со скалы, подчеркивает Грубисик. Другие, по его словам, путаются в управлении вингсьютом, когда летят низко над склоном горы.

«Одной из причин того, что вингсьют вдруг теряет скорость, может быть то, что он недостаточно хорошо спроектирован», – указывает он.

Команда «Проекта Икар» надеется, что их будущий костюм не только поставит рекорды, но и обеспечит более долгий и более безопасный полет.

Однако Юрагалло, сам скайдайвер, не до конца убежден: «Чем качественней костюм, тем он безопасней, это верно. Но эти ребята пытаются летать над скалами. Ведь на самом деле не вингсьюты нас убивают».

Фото UNIVERSITY OF SOUTHAMPTON

BBC Future