Мало кто знает, что и на Востоке существует вид спорта, аналогичный корейским, японским и китайским боевым практикам. Варзеше-Зурхане или «спорт дома сил» – так звучит одно из названий традиционного народного стиля борьбы, который вот уже более 2,5 тысяч лет практикуют в Иране, а сейчас также в Азейбарджане и Турции.

Наверное, главную роль в популяризации Варзеше-Зурхане (или Варзеше-Пехлевани – «спорта богатырей», «Варзеше-Бастани» – «спорта древности») в русскоговорящей среде сыграл Сейед Махмуд Реза Саджади – иранский государственный деятель, ученый, дипломат, который с 2009 по 2013 год был Чрезвычайным и полномочным послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации. Именно благодаря его блогу на livejournal.com, об этом спорте можно узнать множество интересных деталей.

_zurhane
Корни Варзеше-Зурхане уходят еще во времена Парфии

В частности, он пишет, что корни Варзеше-Зурхане уходят еще во времена Парфии (132 г. до н.э. – 226 г. н.э.), где изначально организовывались Академии физической подготовки, в которых взращивали воинов, готовых бороться с враждебными Ирану иноземцами. Многие из таких «пехлеванов» (богатырей) не раз восставали против вторгшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана. Позже этот спорт обогатился также различными компонентами моральных, этических, философских и мистических ценностей иранской цивилизации, в результате чего он превратился в уникальную систему, включившую в себя как героизм, присущий иранскому национализму, так и духовные богатства суфизма.

«ТРАДИЦИИ ВАРЗЕШЕ-ЗУРХАНЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ПОДРАЖАНИИ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ И БОГАТЫРЯМ, РИТУАЛЫ – ИМИТИРУЮТ ПРАКТИКИ И ТРАДИЦИИ СУФИЙСКИХ ОРДЕНОВ»

Современный Варзеше-Зурхане, по словам экс-посла, обрел свою форму в XIX веке, во времена правления Насреддин-шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновленные персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно, 21 марта, в Иранский Новый год. Люди высшего сословия иногда также участвовали в учениях «пахлеванов» и даже боролись. При Насер-аль-Дин шахе ряд государственных чиновников построили себе частные зурхане.

РИТУАЛЫ И ТРАДИЦИИ

Варзеше-Зурхане имеет свои особые ритуалы и традиции. Традиции заключаются в подражании сказочным героям и богатырям, ритуалы – имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чем, в частности, говорят используемые термины: «муршед» («мастер», он бьет в барабан и цитирует строки из стихов), «пиш-кесват» («лидер»), «тадж» («корона») или «факр» («бедность»). Этические правила Варзеше-Зурхане также подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем.

«Самое главное для «пехлевана» быть доброчестивым, добропорядочным и помогать людям», – подтверждает иранский бизнесмен Реза Мадани, который некоторое время практиковал Варзеше-Зурхане в Иране.

murshid
Муршид

Каждая тренировка богатырей начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных общинах этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд, например из «Шахнаме», или стихами из диванов таких поэтов как Моуляви, Саади, Хафиз, а также современных авторов. Все эти пересказы и стихи перекладываются на музыку и исполняются муршидом в сопровождении барабана, который является основным инструментом в этом жанре музыки. Для каждого упражнения – своя мелодия и песня (быстрая или медленная, с определенным ударением и т.д.). Учитывается также настроение, царящее в Зурхане и среди самих спортсменов.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ «ПЕХЛЕВАНА» БЫТЬ ДОБРОЧЕСТИВЫМ, ДОБРОПОРЯДОЧНЫМ И ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»

Отметим, что муршид в Варзеше-Зурхане играет самую важную роль в занятии этим древним видом спорта: он должен быть хорошим певцом и музыкантом, и, кроме того, должен быть хорошо знаком с культурой и традициями Зурхане. Второй важный человек в этом спорте – миондор. Это тот, кто стоит посередине арены, а другие спортсмены, смотря на его движения, выполняют физические упражнения. Миондор намного опытнее и эрудированее остальных спортсменов. Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике, с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»), металлических щитов («санг») и железных гирь в форме боевого лука («каман»).

bulavu
Пара деревянных дубинок – «миль»

Как написал Сейед Махмуд Реза Саджади в своем блоге, вспомогательные инструменты в Варзеше-Зурхане довольно тяжелые. Например, каждая пара булав, с которыми упражняются «пехлеваны», весит до 40 кг, «лук» – до 20 кг. Упражнения богатырей также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами, весом  до 6 кг. Заканчивается тренировка борьбой – «Кошти-Пехлевани», суть которой положить противника на лопатки.

ДОМ СИЛЫ

Место тренировок Традиционный спортивный зал, в котором тренируются «пехлеваны», как уже можно было догадаться, называется «зурхане» или «зорхана», от персидских слов «зор» – «сила» и «хана» – «дом». То есть, «дом силы» или «дом сил». Первым западным путешественником, описавшим зурхане, был Джон Шарден, который побывал в нем в 1670-е гг.: «Борьба является занятием людей низшего сословия, и, вообще говоря, только людей, которые являются неплатежеспособными. Место, где они проявляют себя в борьбе, они называют Зурконе, то есть, «дом сил». Они имеются в домах великих лордов, особенно губернаторов провинций, и служат для упражнения народа». Спустя столетие, Карстен Нибур, немецкий ученый на службе у датского правительства, также описал «дом сил», и ему мы обязаны первым графическим изображением, на котором показаны упражнения «пахлеванов».

dom
Традиционная зурхане

Традиционная зурхане представляла собой крытое сооружения с единственным отверстием в крыше. Главный зал «дома сил» находился чуть ниже земной поверхности, чтобы обеспечить постоянную температуру. На потолке помещения находились арки. В середине зурхане располагалась яма, глубиной в 1 м и длиной и шириной в 10 м, которая называлась суфре. Она засыпалась сухими травами, пеплом, мягкой землей и обновлялась через каждые несколько лет. До начала тренировок суфре орошалась водой, дабы не было пыли. Для зрителей вокруг суфре отводились специальные места, во главе которых на высоте около метра располагался муршид. Над его головой висел маленький колокольчик, которым он пользовались для определения начала и финала игры, а также для предупреждения допущенных нарушений. Доступ к главной комнате зурхане был возможен только через низкую дверь – не выше 1,5 м, что заставляло каждого вошедшего в нее нагибаться при входе. Это правило было знаком скромности гостя, а также проявлением уважения и почитания зурхане.

РАНГИ БОГАТЫРЕЙ

В данном виде спорта существуют различные ранги, самым высоким из которых является «Джахан-Пехлеван» («Мировой богатырь») – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Именно этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. Другим современным носителем титула стал наш современник, самый известный борец в истории Ирана – Голамреза Тахти. «Джахан Пехлеван» Тахти завоевал олимпийское золото (1956 г.), стал мировым чемпионом по борьбе (1959, 1961 гг.) и побеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой легких «миль»).

rangi_zurhane
Самый известный борец в истории Ирана – Голамреза Тахти

Еще один ранг – «Пехлеване-Бозорг» или «Бозорг Пехлеван» (буквально «Великий богатырь», что примерно соответствует Великому мастеру единоборств в восточно-азиатских боевых искусствах). Лишь очень немногим «пехлеванам» удавалось получить этот титул. Например, Пурья-йе-Вали (около 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком, а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941 гг.).

К слову, не так давно, после долгих лет популяризации Варзеше-Зурхане за границей, была основана Международная Спортивная Федерация Зурхане, и теперь международные соревнования «пехлеванов» проходят по всему миру.

Елена Романюк