В начале декабря в Киеве состоялась презентация книги «Йога Асаны» Константина Степина и Регины Раинской. Накануне FIZO встретился с одним из ее авторов Региной, чтобы побеседовать о десятилетней работе над книгой, йоге, беспокойном уме и важности сложных асан в жизни.

kniga1

– Регина, чем ваша книга отличается от других трудов по йоге?

Главное отличие книги в том, что в ней описано 1119 асан. Это самая большая книга о йоге на русском языке. В 2015 году вышло издание в Америке, где 2100 асан. Но, учитывая, что мы начали создавать свою книгу 10 лет назад, то, можно сказать, что она была первой столь масштабной работой в мире.

kniga

– Почему в книге так много асан? Ведь в древних трудах их было намного меньше?

Да, в древних писаниях их сначала было четыре, потом – 32, потом – 84. В последних же трудах их значительно больше. Это связано с тем, что современный мир очень быстро прогрессирует, и ум человека становиться все более беспокойным. Поэтому нужны ухищренные средства для того, чтобы его успокоить и гармонизировать. Я могу судить по себе. Если мне делать простые упражнения, то у меня остается большой запас энергии, которая идет на разрушение. Если же я делаю сложные саны, то моя энергия направляется либо на создание чего-либо, либо на мужа (смеется).

Вы же знаете, что покровитель йоги – Шива. А он связан с энергией разрушения. Поэтому йога – один из способов эту энергию гармонизировать, как и боевые искусства, танцы. Но йога – более систематична. Она еще работает с умом, психикой человека. То есть, есть йога как йога-терапия – она лечит. А есть, как психопрактика, которая помогает совладать собой.

«ПРАКТИКА АСАН, В ТОМ ЧИСЛЕ СЛОЖНЫХ, ПОМОГАЕТ ПРИОБРЕСТИ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКОЙ ПРАКТИКИ КАЧЕСТВА»

Например, я считаю, что самая важная асана в йоге – Лотос. Вот попробуйте сесть в ней и просидеть неподвижно час или два. Просто здоровый человек этого, как правило, не может сделать. Но, если здоровый человек практикует йогу, у него развиваются суставы, позвоночник, формируется внутренняя дисциплина. Поэтому он спокойно может принять статическое положение и находиться в нем довольно долго, заниматься медитацией. Но если человек болен, ему сначала нужно заниматься терапевтическими упражнениями, чтобы стать здоровым, а уже потом переходить к тем упражнениям, которые позволят ему заниматься медитацией. Для медитации необходимо подготовленное тело, а также чистые энергетические каналы, спокойный ум, открытые энергетические потоки. Иначе, если человек слабый, в статическом положении он начинает чувствовать раздражение, у него начинает что-то чесаться, его беспокоит ум. У него нет внутренней дисциплины, и его все отвлекает. Практика асан, в том числе сложных, помогает приобрести все необходимые для более глубокой практики качества.

– Но откуда берутся сложные асаны? Их кто-то придумывает, заимствует упражнения из акробатики?

Сложные асаны начинают возникать вследствие комбинации более простых или усложненных асан. Например, есть такая сложная асана, как стойка на предплечьях (пинча маюрасана). Но ее можно усложнить еще больше. Например, сделать стойку на предплечьях и лотос, стойку на предплечьях и лотос, и еще прогнуться. Таким образом, если вам очень просто стоять в пинчу-маюрасане, и это никаким образом не делает вам вызов, вы не можете принять себя, свои слабости и страхы, вы делаете сложный вариант, и это приносит вам стойкость ума.

– Кто является соавтором вашей книги? Можете рассказать поподробнее?

«Йога Асаны» я создавала с одним из своих учителей – Константином Степиным. Более 20 лет он занимался боевыми искусствами, и ему йога помогала избавиться от стресса, который накапливался вследствие этой практики. И Константин Николаевич решил отдать дать йоге, и создать каталог асан. Меня и других практиков он пригласил, чтобы демонстрировала те варианты, в которых он не силен. Например, были йоги, которые делали очень сильные прогибы, какие-то стойки. Всего в съемках асан участвовали семь человек, все из Украины. При этом в упомянутом мной американском издании участвовало 50 человек.

Важно, что создавая книгу, Константин Николаевич постоянно напоминал нам, что важен не сам сосуд, а его наполнение. Очень важно, не то, как вы делаете асаны, а в каком настроении вы их делаете, в каком настроении остаетесь после того, как их сделали, в каком настроении приходите домой после занятия, как общаетесь с близкими. Асана – это одна из возможностей себя дисциплинировать, поддерживать в хорошей форме. Но намного важнее, что с человеком происходит во время практики и после нее.

regina2

– Регина, вас мало знают в Киеве. Вы приехали в город недавно?

Мы со своим мужем постоянно путешествуем, живем в разных экопоселениях. Мы строим дома из экоматериалов и поэтому переезжаем. Например, год мы жили во Львове, потом в Ивано-Франковске. Сейчас на время переехали в Киев. Мне здесь интересно найти свою аудиторию, так как я постоянно провожу йога-ретриты по местам силы Украины: на морях, в горах. И с нами постоянно ездят люди из Западной Украины, Днепропетровска. А вот из Киева их пока мало.

– Чем ваши ретриты отличаются от мероприятий других преподавателей?

Наши ретрыты проходят очень активно. Мы практикуем медитацию. У нас есть утренние и вечерние практики, очень интенсивные. Днем мы читаем книги, а в качестве развлечения играем на барабанах, стреляем из лука, занимаемся акройогой, танцами. Это все развлекательная программа, которая позволяет участника ретритов расслабиться. Кроме того, у нас есть идея добавить к нашим практикам карма-йогу – трудотерапию, которой мы будет посвящать несколько часов в день, например, месить глину, строить дома из самана, садить лес.

– Куда именно вы ездите в ретриты?

У нас есть маленький Тибет в Украине – это одна хижина в горах, с залом для йоги и туалетом на улице. Условия – супераскетические. Но из окна хижины видно Говерлу. Также мы ездим в Янтры, на Кинбурнгскую косу.

– Регина, а кто были вашими учителями по йоге?

Первый мой учитель был из Днепродзерджинска. Это уже дедушка – Юрий Николаевич Шаповал. Ему сейчас 75 лет. Он изучал йогу в советское время в тюрьме. И когда я к нему ходила на занятия, а это было 12 лет назад, еще не было ни йога-матов, ни специальных залов. Мы занимались в подвале за 5 грн, на шерстяных ковриках из детского садика. Но у Юрия Николаевича была йога с глубокой философией. И мне это нравилось.

Потом я занималась в Индии. Поехала проверить, насколько йога Юрия Николаевича соответствует йоге в принципе. Я специально собрала деньги и поехала в Ашрам Шивананды. Там была лысая монахиня, и она давала ту же практику, что и мой учитель из Днепродзержинска.

Потом я училась у Шелендера Анеги, который также практикует Шивананду йогу. Он приехал в Днепропетровск, и я занималась у него непосредственно в Украине. Потом я еще встретила интересного йога из Индии Равинда Джангру. У него очень сильная йога, сильные прогибы. Плюс он делает акцент на разные чистки. И я тоже приобщилась к его техники.

Есть еще много интересных личностей в Киеве, с которыми интересно практиковать, например, Николай Суковач, Игорь Баранов и прочие. Они подходят мне по духу, и я с ними практикую йогу в удовольствие.

Но Юрий Николаевич все-таки был моим первым учителем, который вдохнул в меня любовь к йоге, вернул мне веру в себя. Потому что, когда я пришла на йогу, я была очень непорядочным человеком. Как я говорила, у меня было много энергии, и она шла на разрушение. Я много путешествовала без денег, могла пить, курить, гулять беспросветно. Конечно, помимо гуляний, у меня хватило энергии получить высшее образование философа, стать научным сотрудником, изучить астрологию, сделать выставку собственных 22 картин и даже организовать веб-студию giri-rany. Но все это было не то. А когда Юрий Николаевич заставил меня практиковать йогу каждый день (хотя я на тот момент достаточно много пила и курила), со временем практика вытеснила из меня все вредные привычки. Я перестала лишний раз общаться с людьми, потому что мне нужна была энергия для практики. И в итоге вся моя жизнь изменилась: все мое окружение, моя работа. Сейчас я практически не поддерживаю отношений ни с кем из прошлого. Я занимаюсь прикладной экологией, посадкой леса, а также продолжаю развивать свой дух, волю и осознанность.

regina3

Поэтому, я желаю всем, кто практикует йогу, делать это бесстрашно, систематично, с удовольствием и главное (как по мне хороший мотив) – пусть практика посвящается  вашему бессмертному сознанию. Тогда йога будет действительно удовольствием.

Беседовала: Елена Романюк