Мы продолжаем наши публикации о воспитании детей в разных традициях. Следующий материал – о воспитании деток христианами, о чем нам рассказал рассказал непосредственно отец Александр, служитель Религиозной общины в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии» УПЦ Киевского патриархата.

В христианской традиции духовно-нравственное воспитание детей является исконной и основной функцией семьи (т.н. «домашней церкви»). По учению Церкви, «чадородие» (имеется в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети в христианстве воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной жизни.

«ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕ ЖЕ ПЕРЕХОД ДЕТЕЙ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПО СРАВНЕНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ»

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в становлении детской личности, ведь, как говорил известный русский философ Иван Ильин, ребенок получает семью, как особый дар судьбы. В основе брака лежит выбор и решение, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют его будущую судьбу, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь.

В идеале, в семейном общении человек (причем, как ребенок, так и отец или мать) учится преодолевать свой греховный эгоизм, побеждает в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались ему по наследству. Но основной целью христианского воспитания в семье является все же переход детей на новый, более высокий уровень духовной жизни по сравнению с родителями.

Фото: Mama.ua

Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. Например, в таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха.

«Очень важно крестить ребенка как можно раньше и стараться не допустить, чтобы младенец умер некрещеным. Это будет грехом матери. Даже если ребенка не успевает окрестить священник, мать должна хотя бы перекрестить его самостоятельно. Это позволит попасть душе младенца в рай», – рассказал отец Александр.

В таинстве миропомазания, по его словам, Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовная жизнь ребенка требует также питания для своего поддержания, и Господь дарует его в таинстве причащения.

Невинных младенцев, по словам священника, следует причащать как можно чаще, поскольку благодать причащения Тела и Крови Господа «взращивает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически».

Фото: Ieshua.org

С семи лет, по словам отца Александра, младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность, потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедование своих грехов. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. Ограничивая их участие в таинствах, родители нарушают заповедь Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

Дыханием духовной жизни ребенка становится молитва. Жизнь, согласно христианской философии, прекращается с остановкой дыхания, духовная жизнь – с остановкой молитвы. Молитва проявляется в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим формам молитвы необходимо приучать и детей. Праздничные дни для них должны начинаться с посещения храма Божьего.

Показаны для ребенка и посты. По учению святых отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, то есть примерно до трех лет (в древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до трех лет. – Ред.). Исключение поста допускалось лишь для больных детей.

В то же время, как писал игумен Георгий (Шестун), вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого принятия пищи в это время. Нельзя потакать прихотям ребенка, давая ему только то, что он любит.

«ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ВДОЛБИТЬ ХРИСТИАНСТВО В ГОЛОВЫ СВОЕЙ СЕМЬЕ. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ФАНАТИЧНЫ, У ВАС МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ИСКУШЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ НА НИХ ДАВЛЕНИЕ, ПОКА ОНИ НЕ ВЗБУНТУЮТСЯ»

Когда дети подрастают и определяются их характер и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы поста. Нельзя, например, по словам игумена, лишать их сладкого против воли или неразумно увеличивать строгость поста. Взрослых детей нельзя насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут этим тяготиться.

«В этом случае пощение не дает пользы душе, а может ее ожесточить», – отмечает он.

Фото: Invictory.org

К слову, отец Александр также призывает родителей не переусердствовать в духовном воспитании своих чад.

«Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются», – объясняет он. В свою очередь, отец Александр подчеркивает, что «сегодня уметь раскладывать по полочкам все грехи, знать все молитвы и т.д. – простому человеку нереально».

Лучшим способом взрастить любовь к Христу служители христианской церкви считают личный пример родителей.

«Дети прекрасно понимают, насколько искренне сами родители соблюдают принятые правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, пост, воздержание от курения и алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу», – заключает игумен Георгий.

Текст: Елена Романюк

По материалам yoga.ua.